Бильярд удары с винтом

Бильярд удары с винтом

. чем меньше, тем лучше.

Многие удары в бильярде неожиданно идут мимо цели, когда игрок использует винт или наносит сильный удар. Без таких ударов в хорошей игре не обойтись. Однако, чем больше вы закручиваете биток, и чем сильнее вы бьете, тем больше шар отклоняется от точки прицеливания. Это случается регулярно и выглядит как неизбежное явление.

Возможно, вы должны делать поправку при нанесении удара или делать компенсацию при выборе точки прицеливания? Но как это сделать со требуемой точностью? И надо ли это делать вообще, или причина больших неожиданных отклонений битка кроется в чем-то другом, и устранять ее надо другими методами? Попробуем разобраться. Это важнейший вопрос. Чем меньше будет отклонений битка, тем точнее станет ваша игра

Суть понятия "отклонение битка"

Термин "отклонение" был введен примерно лет 30 назад и употреблялся, в основном, среди профессиональных игроков и специалистов. Теперь он широко используется в популярной бильярдной литературе, но в различных и порой неправильных толкованиях. Для начала разберемся с терминологией.

Прежде всего — термин "отклонение" надлежит применять только к ситуации, когда биток движется до соударения с прицельным шаром по траектории, которая не совпадает с точкой прицеливания. Другие виды ошибок, такие как уход прицельных шаров с их предполагаемой траектории, или особенности траектории закрученного битка после соударения — не имеют отношения к термину "отклонение". Все, кто говорит об отклонении применительно к прицельным шарам или к битку, отскакивающему от борта, вносят путаницу.

Существует несколько принципиально разных физических процессов, внешне проявляющихся в отклонении битка от предполагаемой точки прицеливания и искажении его траектории до соударения с прицельным шаром. Основные из них:

Девиация — искривление траектории сильно завинченного битка за счет "кориолисовой силы". Это явление было изучено еще в прошлом веке. По этой же самой причине отклоняется пуля, пущенная из нарезного оружия в далекую мишень. Все хорошие стрелки знают об этом и умеют делать поправки. В бильярде это физическое явление используется при ударах "массе", с помощью которых изощренный игрок может сыграть "из за маски", пустив биток по параболической траектории. При выполнении же обычных винтов, т.е. — ударов закрученным битком по шарам, точка прицеливания на которых открыта, это явление вредит, однако величина искажения траектории за счет девиации стабильна и легко прогнозируется опытным игроком в любых условиях.

Девиация не имеет отношения к "настоящему" отклонению, тайну которого мы здесь обсуждаем, хотя бы потому, что ее результаты всегда предсказуемы и постоянны, они одинаковы у всех игроков, играющих в разной манере и разными киями. При девиации траектория битка искривляется, тогда как при истинном отклонении она остается прямой, то есть биток попросту оправляется "не туда", хотя и движется прямо. Вообще говоря, девиация — полезное явление (для тех, кто умеет ею пользоваться). Кстати, Кориолис открыл свои знаменитые законы, изучая карамболь.

Аномальные отклонения — это непредсказуемые и неповторяющиеся события, вызванные асимметрией, физическими дефектами оборудования или неверными действиями игрока. Грязь на сукне стола, уклон в одном из углов стола, незаметный глазу бугорок плиты, скрытая полость в дешевой наклейке из прессованных опилок кожи, трещина в шафте, зерно некачественного мела, прилипшее к битку — все эти вещи могут изменить траекторию битка при движении или изначально исказить его заданное направление.

Некоторые аномальные отклонения сильнее заметны, если биток пущен тихо, другие происходят при ударе любой силы, но регулярности при этом не наблюдается. Ясно, что такие вещи случаются довольно редко, особенно при должном уходе за оборудованием. Также ясно, как с ними бороться. Если игрок не умеет делать правильный надежный упор, то при соударении кия с битком точка нанесения удара или его направление могут непредсказуемо измениться — вплоть до "кикса". Преодолению проблемы неправильной игровой техники посвящены другие статьи на этом сервере.

Существует также эффект, проявляющийся в различной степени искривления траектории битка из за особенностей залегания ворса на новом, рыхлом сукне. Все эти разного рода промахи, вызванные случайными причинами, не имеют отношения к "настоящему" отклонению, в отличие от них — "настоящее" случается регулярно, на всех столах, с любыми игроками — стоит им лишь посильнее ударить.

В результате многолетних научных исследований, изучавших удар бильярдного кия с использованием скоростной фотографии, была получена достоверная информация о причинах отклонения битка, и уточнен сам термин, являющийся теперь "промышленным стандартом".

Отклонение битка происходит, когда удар приходится не по центру битка, а левее или правее, а также при сильном ударе без винта. Шар отклоняется всегда в направлении, противоположном стороне, куда была смещена от центра точка нанесения удара по битку (в случае с сильным центральным ударом — биток отклоняется в любую сторону).

Причиной отклонения является то, что вектор импульса, посылающего биток вперед (с винтом или без) не совпадает с вектором движения кия, создающего этот импульс. Иными словами — реальный удар происходит не в том направлении, куда игрок послал свой кий.

Читайте также:  Бег трусцой это как видео

Ударьте биток слева от центра, и он отклонится вправо от направления, куда смотрело древко кия. Ударьте справа — биток отклонится влево. Величина отклонения битка варьируется от очень небольшого (1/8 дюйма на расстоянии 8 футов) до впечатляющих полутора дюймов на том же самом промежутке.

Установлено несколько фактов, которые в сумме составляют достаточно полную картину явления, называемого "отклонением битка":

Изучение фактов позволило, наконец, обратить внимание на истинную причину систематических отклонений битка, причина найдена — это неправильно сконструированный кий, деформирующийся при соударении с битком так, что реальный вектор удара оказывается направленным вовсе не туда, куда прицелился игрок. Сравнение киев различных конструкций поставило все на свои места.

Для достижения максимального отклонения (что, конечно же, является крайне нежелательным в реальной игре), нужно взять для эксперимента кий с сильно сужающимся конусовидным древком и твердой наклейкой (диаметром 13,5 мм или больше). Кий должен также иметь очень твердый наконечник, например, из слоновой кости или материала типа фенолопласта, сделанный с глухим донышком (так наз. "стакан"), и жесткий соединительный узел — из стали, к примеру. Ударьте таким кием биток на 3/8 дюйма от центра, нанесите сильный удар, и вы получите максимальное отклонение. Биток уйдет с дорожки, указываемой древком, на 1-2 дюйма за 8 футов, возможно даже миновав прицельный шар!

Очевидно, что любой игрок, даже играя таким ужасным кием, но имея достаточно времени, сможет запрограммировать свой "умственный компьютер" так, чтобы делать поправки на все возможные отклонения в соответствии с условиями и силой удара. Это возможно, если он играет регулярно и находится в прекрасной спортивной форме. Правильно ли это? В действительности, это означает ,что игрок невольно ограничивает себя, прибегая к таким ухищрениям, и становится рабом своей постоянной практики. Нет ли способа перестать держать в голове все заботы, связанные с компенсацией отклонений, и потратить тренировочное время на более важные вещи?

Развиваясь путем проб и ошибок, игроки прошлого обнаружили, что они могли играть лучше с наклейкой меньшего диаметра. Они не смогли этого объяснить, но просто приняли как факт. Они имели дело с плохо разработанными киями, снабженными наконечниками из слоновой кости, стальными соединительными узлами и неправильной конусностью, снижавшей размер древка до 11-12mm, еще они делали некоторую поправку на неравномерный изгиб древка и этим неосознанным путем действительно снижали отклонение. К сожалению, в то же самое время они потеряли способность делать дальние удары из-за меньшей поверхности наклейки и меньшего контроля траекторий битка, которые был бы возможен только при использовании больших наклеек.

Если вы стремитесь к минимальному отклонению битка, то потребуется кий с "мягким", упругим наконечником и шафтом, который мгновенно бы "поглотил" удар, точнее, принял бы часть его энергии в строго симметричный волнообразный изгиб, и затем постепенно вернул бы ее назад, не позволив наклейке скользнуть поперек шара. Кий должен иметь для этого гибкий упругий шафт с постоянным диаметром в первой трети длины и "мягкий" соединительный узел (пластиковый или по схеме "дерево в дерево").

Все должно служить достижению двух целей: "Принять" ударную волну от наклейки по древку и не пропустить в турник кия сильный импульс отдачи, чтобы не возникла встречная волна от вибрации. При таком мягком соударении частицы мела на наклейке останутся в контакте с поверхностью битка дольше, чем при жестком соударении, обеспечив больший контроль битка и уменьшая возможность кикса.

"Отдать" энергию удара из волнообразно сжатого шафта обратно в биток, в процессе распрямления шафта, при этом направление импульса возвращаемой энергии должно быть противоположным. Это возможно лишь когда шафт сжимается и распрямляется волнами, идущими строго вдоль оси шафта — без боковой деформации (на практике эти волны имеют микроскопические размеры, и они существуют тысячные доли секунды, по сравнению с ними нежелательная боковая деформация кия даже на полмиллиметра будет выглядеть огромной).

Таким образом — кий правильной конструкции позволяет наносить удары с винтами и удары большой силы без отклонения реального вектора силы, передаваемой битку, от прицельной оси. Для сохранения энергии удара в виде волны упругого сжатия и возврата ее без искажения — кий должен иметь лишь небольшую конусность передней трети шафта или не иметь ее вовсе.

Естественно, что материал шафта должен обеспечивать совершенно равную степень упругости при поперечном изгибе в любом направлении. Насадка, стык и турник кия должны как можно меньше реагировать на удары по битку своей ответной вибрацией. Волна упругого сжатия шафта не должна искажаться помехами от таких вибраций. Рука игрока, пославшего биток сильным ударом, должна ощущать лишь отдачу при ударе, но не вибрацию кия. Если кий соответствует всем этим условиям — размер наклейки не имеет никакого значения, главное, чтобы она не была бы экстремально твердой и скользкой.

Читайте также:  Андропен 275 курс

Теперь вы полностью контролируете ситуацию и не думаете больше о непредсказуемых отклонениях, случавшихся прежде с ужасной регулярностью.

Винт. Накат и оттяжка

В каждой игре есть своя изюминка. Такая изюминка есть и в бильярде.

Название этой изюминки — винт. Согласно бильярдной терминологии, винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится волчком вокруг своей вертикальной оси. Винт — это заранее рассчитанный удар не по центру шара. Причем в зависимости от того, в какую часть шара наносится, он так и называется: в верхнюю часть — верхний винт, или накат; в нижнюю часть шара — нижний винт, или оттяжка; правее центра шара — правый винт, левее — левый винт. Есть еще винты, совмещенные пропорционально и непропорционально: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. Эта пропорция определяется игроком для каждого конкретного удара. О винтах можно говорить бесконечно. В теории это самая непросчитанная и самая непросчитываемая часть.

Путаются в винтах порой не только начинающие. Вы уже знаете, что при точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка) биток должен вернуться прямо к вам. При смещении точки удара кием по битку биток придет от борта не точно к вам, а пройдет правее или левее. Краткое описание всех эффектов винта сделать очень сложно, но еще сложнее применять винты на практике. Винты чаще всего применяют для изменения траектории битка. Какое влияние на траекторию шара при горизонтальном ударе оказывает тот или иной винт и при каких обстоятельствах?

Этих обстоятельств немало:

• в результате действия самого кия;

• вследствие взаимодействия с покрытием (сукном);

• вследствие взаимодействия с бортом (с бортами), когда винт может приобретать еще значение попутного и обратного;

• в результате взаимодействия с другим прицельным шаром (шарами);

• в зависимости от степени удаленности от центра точки приложения силы, то есть от силы винта;

• в зависимости от силы самого удара;

• в зависимости от полноты контакта с другим прицельным шаром, то есть от резки;

• во всевозможных сочетаниях уже конкретной игровой ситуации, где ничего уже не может быть произвольным.

Начнем с начала перечня. Первоначальной причиной всех бед является тот факт, что каждый удар кием по боковой поверхности шара отклоняет его в противоположную сторону. Левый винт — вправо, правый винт — влево.

Если расстояние между шарами будет большим, то «свой» шар станет подвержен эффектам вращения и начнет поворачивать в ту сторону, по которой был произведен удар. Здесь очень важны сила и качество удара, степень винта, качество покрытия. При горизонтальных ударах эти отклонения не будут большими, но и их необходимо учитывать при оценке каждого бокового удара. Теперь, стремясь придать максимальное вращение «своему» шару при горизонтальном ударе, игрок может идти двумя путями: во-первых, удалять точку приложения силы от центра шара, а во-вторых, ускорять движение самого кия, то есть делать более стремительный удар. Но надо помнить об одном правиле — удалять точку приложения силы при винте можно не более, чем на 60 % от центра. Именно здесь критический предел контролируемого удара, за этой чертой кий при ударе будет обгонять шар.

Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар (или биток, как хотите) после удара пошел вперед. Для этого биток нужно ударить протяжным длинным ударом в верхнюю часть. Сделать это надо плавно и протяжно, а направление удара должно проходить в плоскости, параллельной бильярду. Есть еще один маленький секрет наката. При таком ударе важно не просто бить в верхнюю часть шара, но и немного опустить правую руку так, чтобы удар шел как бы немного внизу вверх. Тогда биток, двигаясь вперед, завертится еще и сверху— вниз, и когда он ударит по прицельному шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, а сам после удара продолжит двигаться вперед. Подобный удар, как вы уже поняли, называется «накат». Накат самый обыкновенный и легкий удар. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар. В «комбинированной пирамиде» («Американке») это вообще самый распространенный удар. Он, как правило, делается для того, чтобы после реализации удара «свояк» подкатился к лузе. Так игрок делает себе «выход» для реализации следующего удара. Нередко профессиональные игроки заканчивают партию, забив все 8 шаров в одну лузу, пользуясь исключительно накатом.

Для того чтобы биток, ударившись о прицельный шар, отошел назад, ему нужно сообщить два вида движения: одно поступательное, а другое вращательное, снизу вверх, то есть придать ему обратное вращение. При этом надо обязательно ударить в нижнюю часть шара, а правую руку необходимо держать строго параллельно плоскости игровой поверхности. Изредка игроки приподнимают правую руку, как бы совершая удар немного сверху вниз. Как и в предыдущем случае, биток после удара передаст прицельному шару поступательное движение, однако сам покатится не вперед, а постояв секунду-другую на месте, двинется назад. Этот удар называется «оттяжкой». Это, пожалуй, самый красивый, но и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки, и применение ее весьма обширно.

Читайте также:  Боли сверху пупка у женщин

Совершая оттяжку, игроку необходимо сконцентрироваться на точном выполнении условий этого удара, а главное — на его полной завершенности до того момента, как вы начнете приподниматься над столом, желая уступить место своему шару. Сконцентрируйтесь на ударе, ведь шар обратно «по щучьему велению» «не прибежит». Не ожидайте также сразу и высоких результатов.

Итак, ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, не размахивайте кием слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара, а не сила. Как ни странно, но даже если вам надо сделать сильную оттяжку назад, мощно при этом бить не обязательно и даже не нужно. Притом огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная, до известной степени, и шероховатая — лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку и если биток и прицельный шар стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием вниз под углом 45° (мы говорили о необходимости таких ударов чуть выше). Иногда необходимость удара сверху вниз появляется, когда шар стоит почти у борта и возможности поставить кий параллельно столу нет. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас же выдаст игрока подготовленного. По степени трудности этот удар можно сравнить с клапштосом через весь стол. Чем больше вы вкладываете в удар конкретных игровых требований, тем больший контроль за техникой удара потребуется при исполнении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Бильярд — только с виду простая и понятная игра, в которой нужна только точность и базовые знания геометрии. На самом деле, в арсенале профессиональных игроков есть целый ряд интересных ударов, способов обработки шара и создания стратегии партии. Один из них — это так называемый "винт". С его помощью можно менять не только траекторию движения битка, но и поведение чужого шара, выполнять сложные задачи, отыгрыши, тактические действия.

Если правильно поставить удар в бильярде относительно несложно, то закручивать шар в бильярде умеют далеко не все. Профессионалы, проводя серьезные соревнования, используют такие приемы только по необходимости, для выполнения винта нужна большая практика.

Что такое "винт" в бильярде

Винт — условное название вращения битка после удара вокруг собственной оси. Кроме поступательного движения, он приобретает еще и вращательное, что в последствии сказывается на его поведении после соприкосновения с другим шаром.

Чтобы выполнить такой удар, нужно сместить точку прицела с центра битка. Основные прицельные точки на битке:

  • центр шара (удар под названием "клапштос);
  • точка, смещенная строго вверх (удар с накатом);
  • смещение точки строго вниз (удар с оттяжкой);
  • смещение точки прицела строго вправо или влево (удар с правым или левым винтом).

Итак, чтобы придать шару винт, нужно сместить точку прицела на битке в сторону. Можно также давать шару правый верхний винт (смещение точки вправо и вверх), правый нижний, левый верхний и нижний винты.

Выполнение удара с винтом

Бильярдный шар имеет правильную форму сферы. Когда вы смещаете точку прицела в сторону, удар по битку идет уже как бы вскользь. Чтобы выполнить его удачно, придерживайтесь таких правил:

  • очень хорошо намелите наклейку кия, чтобы не было соскока во время удара;
  • выполняйте сам удар плавно, мягко, без лишнего усилия;
  • не забывайте сохранять линию прицела: смещается только точка удара по своему шару, но точка на чужом шаре, куда вы должны попасть, остается на месте.

Тренировка различных крученных ударов

Выполнять удары с вращением можно уже тогда, когда у вас хорошо поставлена стойка, прямые и простые удары идут хорошо и без сбоев. Сначала потренируйтесь в ударе без чужого шара. Ставьте биток на центральную линию. Поочередно придавайте ему правый и левый винт, следите, как меняется отскок шара от борта. Затем пробуйте использовать винт в игре. Выполните удар, который вам хорошо удается без винта. Не меняя начального положения двух шаров, выполните тот же удар, но с винтом, следите за поведением битка. Важно, чтобы чужой шар упал в лузу, как и при обычном ударе — это будет для вас проверкой.

Тренируйте удары с винтом самостоятельно, пробуйте использовать их в игровой практике. Не нужно слишком увлекаться крученными ударами, но оттачивать свои навыки стоит обязательно.

Ссылка на основную публикацию
Бжу картошки вареной
В этом разделе представлена калорийность вареной на воде картошки в различных вариантах приготовления, а также содержание белков, жиров и углеводов....
Белково углеводный гейнер
Какие компоненты входят в состав гейнера, как правильно его выбрать. Для чего его обычно принимают. Гейнер – качественное высокоуглеводное питание,...
Белковые гормоны это
Глава VI. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА § 17. ГОРМОНЫ Общие представления о гормонах Слово гормон происходит от греч. гормао - возбуждать....
Бжу куриного бульона
Включая в свой рацион бульоны, важно учитывать КБЖУ. Хорошим помощником в этом вопросе станет таблица калорийности бульонов. Тут собрана не...
Adblock detector